Вениамин Каверин "Песочные часы" - слушать онлайн пластинку СССР, 1979 год (инсценировка Ф. Шейна).
Вы можете участвовать в выборе пластинок для "Самого важного" - голосуйте за свои любимые пластинки в группе вк!
Дождитесь загрузки: сейчас здесь появится плеер вк. Нажмите кнопку "Слушать" и наслаждайтесь!
Источник: Пластинки нашего детства
Не работает плеер? Воспользуйтесь альтернативным:
Источник: Аудиосказки
Пластинка Песочные часы. каверин песочные часы. песочные часы слушать онлайн. песочные часы рассказ. сказка песочные часы. аудиосказки с пластинок. Песочные часы аудиосказка. детские сказки с пластинок аудиокнига 1969 1982. каверин песочные часы. Вениамин Александрович Каверин Песочные часы. Каверин Песочные часы слушать онлайн. сказка Песочные часы. песочные часы автор Каверин. Каверин Песочные часы пластинка. Каверин Песочные часы пластинка СССР. каверин Песочные часы слушать онлайн. Каверин Песочные часы аудиосказка. Каверин Песочные часы аудио сказка слушать. Каверин Песочные часы слушать. Каверин Песочные часы советская пластинка. Каверин Песочные часы пластинка для детей. Каверин Песочные часы детская пластинка. Каверин Песочные часы песни. Каверин Песочные часы аудиосказка слушать онлайн. Каверин Песочные часы пластинка слушать онлайн. Пластинка обложка мальчик девочка мужчина стоит на голове борода Дворец пионеров. В Каверин Песочные часы пластинка СССР сказка для детей. Детские пластинки слушать. Советские пластинки для детей. Детские музыкальные сказки онлайн. Сказки с пластинок слушать онлайн. Детские пластинки онлайн. Детские пластинки СССР. Аудиосказки для детей слушать онлайн. Детские сказки с пластинок. Аудио пластинки онлайн. Детские пластинки слушать онлайн. Сказки с пластинок онлайн. Сказки с грампластинок. Сказки на пластинках онлайн. Детские пластинки СССР слушать. Советские пластинки слушать онлайн. Советские пластинки сказки. Советские детские пластинки. Советские виниловые пластинки. Грампластинки мелодия. Виниловые пластинки детские сказки. Виниловые пластинки для детей. Сказки-пластинки СССР слушать. Аудиосказки советские слушать. Аудиосказки СССР пластинки СССР. Детские аудио сказки СССР. Грампластинки старые детские. Грампластинки СССР для детей. Пластинки для детей СССР. Детские пластинки СССР. Советские пластинки для детей. Советские детские пластинки. Лучшие пластинки для детей СССР. Лучшие детские пластинки СССР. Лучшие советские пластинки для детей. Лучшие советские детские пластинки. Любимые пластинки для детей СССР. Любимые детские пластинки СССР. Любимые советские пластинки для детей. Любимые советские детские пластинки. Аудиосказки с пластинок. Детские сказки с пластинок аудиокнига 1969 1982. Сказки слушать без остановки. Мозг Робота Самое важное. Самое важное Робот СССР, советский, детские. Самое важное из вашего детства Сканы игр и книг СССР. Самое важное (samoe-vazhnoe) – самое важное из вашего детства. Блог Робота Самое важное из вашего детства. Мозг робота сайт. Блог Робота. Самое важное blogspot. Блог Самое Важное. Самое важное Робот. Самое важное блогспот. Samoe vazhnoe blogspot. Самое важное блогпост. Сайт самое важное ру самое важное ru samoe-vazhnoe.blogspot.ru samoe-vazhnoe.blogpost.com. Музей детства СССР. Музей советского детства. Сайт о советских играх. Сайт о советских игрушках. Игрушки СССР список. Советские игры для детей список. Сайт Робота Самое важное. Блог Робота Самое важное. Сайт Самое важное. Блог Самое важное. Сайт Самое важное blogspot. самое важное блогспот.ру.
В. Каверин - Песочные часы Инсценировка Ф. Шейна Мелодия С50-12067 (1979) *** Действующие лица и исполнители: Ведущий - Н. Литвинов Таня - И. Солонина Петя - Б. Захарова Воспитатель - В. Абдулов Фея вежливости - Т. Пельтцер Распорядитель - И. Барги Зрительницы - А. Панова, И. Агафонова Режиссер Ф. Шейн С50—12067-8 В. КАВЕРИН (1902): Песочные часы, сказка (инсценировка Ф. Шейна). Н. Литвинов, И. Солонина, Б. Захарова, В. Абдулов, Т. Пельтцер, И. Барги, А. Панова, И. Агафонова. Режиссер Ф. Шейн. Вениамин Каверин Инсценировка Ф. Шейна Действующие лица и исполнители: Ведущий - Н. Литвинов Таня - И. Солонина Петя - Б. Захарова Воспитатель - В. Абдулов Фея вежливости - Т. Пельтцер Распорядитель - И. Барги Зрительницы - А. Папанова, И. Агафонова Режиссер - Ф ШЕЙН Звукорежиссер - Н. Чибисова Редактор - И. Якушенко Художник - В. Попов Песочные часы — вещь довольно редкая. Было время, когда такими часами пользовались средневековые маги и алхимики. Песочные часы можно увидеть в школе на уроке химии. Тоненькой струйкой пересыпается песок из одного прозрачного сосуда в другой. Стоит перевернуть часы, и они вновь начнут отсчитывать время таким необычным образом. Часы эти очень точные. Фея Вежливости и Точности из сказки Вениамина Каверина "Песочные часы" имела к часам особое пристрастие. Часы всего мира находились в ее власти: и часы с кукушкой, и большие настенные, и уличные часы на домах и башнях, и, конечно же, песочные. Это была самая аккуратная и чистенькая старушка на свете. Она терпеть не могла разболтанных и невежливых людей. Если такие люди досаждали ей, она поступала с ними весьма жестоко, потому что была Феей Вежливости и Точности. Она никогда не бросала слов на ветер и никогда не отменяла принятых решений. Но и ей однажды пришлось сделать исключение. Девочка Таня самоотверженным поступком сумела покорить сердце неумолимой Феи Вежливости и Точности. Фея вовсе не думала, что Тане это удастся. Она задала девочке трудную и, как казалось Фее, почти невыполнимую задачу. Таня должна была отказаться от того, что ей нравилось больше всего на свете, но Таня умела понимать и глубоко чувствовать чужое несчастье и смогла пожертвовать собой ради другого. Добрая воля людей, их благожелательность, сочувствие и внимание к окружающим лежат в основе чудес, что совершаются в сказках Каверина. Писатель вспоминает: "Мне всегда хотелось писать сказки. Историю одной из них стоит рассказать. Она называется "Много хороших людей и один Завистник". В 1923 году я послал Горькому свою первую книгу "Мастера и подмастерья". "...Мне кажется, — ответил он, — что Вам пора бы перенести Ваше внимание из областей и стран неведомых в русский, современный, достаточно фантастический быт. Он подсказывает превосходные темы...". Юноша, получивший это письмо, не мог, разумеется, пройти мимо столь характерного для Горького "подсказа". Со всей энергией я принялся за фантастическую повесть для детей. Один из ее героев носил железный пояс, чтобы не "лопнуть от зависти", а другой так легко попадал соседу "не в бровь, а в глаз", что приходилось немедленно вызывать "Скорую помощь". Алексей Максимович Горький посоветовал молодому писателю попробовать себя в жанре сказки. В письме к Каверину он писал: "...у Вас есть все задатки для того, чтоб легко превратить тяжелое "бытовое" в прекрасную фантазию". Во время ленинградской блокады почти весь архив Каверина погиб, но письма Горького сохранились. Писатель так дорожил ими, что всю войну носил их в полевой сумке завернутыми в кальку. Он был военным корреспондентом. Сказку о Великом Завистнике, Великом Нежелателе Добра Никому Вениамин Каверин написал через тридцать с лишним лет, а задумал ее в 1923 году. Смелая девочка Таня из сказки "Песочные часы" участвует и в этой сказке. Великий Завистник превращает девочку в сороку. Тане приходится терпеть много невзгод и лишений, чтобы спасти своего отца. Она никогда не достала бы живую воду, если бы не друзья: Мальчик Петя, Лекарь-Аптекарь, Ученый Садовод. Все вместе они побеждают Великого Завистника: он лопается от зависти. У Каверина - сказочника всегда неожиданная, смелая фантазия. Известная русская сказка о Снегурочке получает у писателя новое звучание. В сказке "Легкие шаги" он дарит Снегурочке жизнь. Она не тает, как Снегурочка из русских сказок. Судьбой Снегурочки горячо интересуется много хороших людей — тот же Петя, Трубочный Мастер, Пекарь и другие. Современная Снегурочка, Настенька, идет к ним с открытым сердцем, становится нужной своим друзьям. Сила взаимного человеческого участия не дает ей растаять, превращает Снегурочку в "самую обыкновенную девочку без особых примет". Действие сказок Вениамина Каверина происходит в знакомой нам обстановке, в современном, далеком от чудес мире: в городе, в дачном поселке, пионерском лагере. Но события, о которых повествует писатель, самые невероятные. Писатель заставляет нас поверить в чудесные превращения и делает это так тонко, ненавязчиво, что мы невольно попадаем в сети его фантазии. Каверин — блестящий мастер сюжета. Сказки его занимательны, полны юмора, тонких деталей, говорящих о наблюдательности и знании им детской психологии. Нельзя не заметить, что во всех сказках писателя есть много общего. С человеком случается беда, а друзья и отзывчивые люди приходят ему на помощь. Побеждает дружба, доброта, настойчивость. Что бы ни происходило с героями сказок, они не теряют веру в победу Добра. "Бороться и искать, найти и не сдаваться" — клятва Сани Григорьева из романа Каверина "Два капитана" стала жизненной заповедью многих читателей. Саня Григорьев разделил счастливую судьбу героев многих полюбившихся читателям книг. В него поверили. Он вошел в круг живых. Это уже потом, становясь старше, мы с некоторым разочарованием узнаем из учебных пособий и литературоведческих статей, что Саня Григорьев — художественный вымысел писателя. В разгар Великой Отечественной войны Каверин от имени Сани Григорьева обращался к комсомольцам Балтики. Сотни комсомольцев писали письма Сане Григорьеву, как живому человеку. Вениамин Каверин родился в 1902 году в городе Пскове в семье музыканта, Друг его старшего брата Юрий Тынянов, впоследствии известный писатель, был его первым литературным учителем, внушившим ему горячую любовь к русской литературе. В автобиографической повести "Неизвестный друг" — "самой весёлой из моих книг", как называет ее Каверин, он вспоминает свое детство с шестилетнего возраста до первых шагов в литературе. В двадцатые годы, когда рождалась советская литература, молодой писатель оказался в водовороте литературных споров. Ему довелось встречаться с Горьким, Маяковским, Есениным. Знаменитый сказочник - драматург Евгений Шварц был его другом. За долгие годы писательского труда Кавериным написано много рассказов, повестей, пьес и романов. Это всегда остросюжетные, занимательные истории. Каждое новое произведение Вениамина Каверина находит горячий отклик читателей. В творчестве Каверина сказки не занимают главного места, но, как и сказки Алексея Толстого, Юрия Олеши, Евгения Шварца и Корнея Чуковского, они вошли в золотой фонд советской литературы для детей. "Время детей и время взрослых протекает с разной быстротой", — пишет В. Каверин. Надеемся, что время, пока будет звучать эта пластинка, принесет удовольствие взрослым и детям. Вениамин Александрович Каверин Песочные часы В пионерском лагере появился новый воспитатель. Ничего особенного, обыкновенный воспитатель! Большая чёрная борода придавала ему странный вид, потому что она была большая, а он маленький. Но дело было не в бороде! В этом пионерском лагере был один мальчик. Его звали Петька Воробьёв. Потом там была одна девочка. Её звали Таня Заботкина. Все говорили ей, что она храбрая, и это ей очень нравилось. Кроме того, она любила смотреться в зеркало и хотя каждый раз находила там только себя, а всё-таки смотрела и смотрела. А Петька был трус. Ему говорили, что он трус, но он отвечал, что зато он умный. И верно: он был умный и замечал то, что другой и храбрый не заметит. И вот однажды он заметил, что новый воспитатель каждое утро встаёт очень добрый, а к вечеру становится очень злой. Это было удивительно! Утром ты хоть что у него попроси - никогда не откажет! К обеду он был уже довольно сердитый, а после мёртвого часа только гладил свою бороду и не говорил ни слова. А уж вечером!.. Лучше к нему не подходи! Он сверкал глазами и рычал. Ребята пользовались тем, что по утрам он добрый. В реке сидели часа по два, стреляли из рогатки, дёргали девочек за косы. Каждый делал, что ему нравилось. Зато уж после обеда - нет! Все ходили смирные, вежливые и только прислушивались, не рычит ли где-нибудь "Борода" - так его прозвали. Ребята, которые любили ябедничать, ходили к нему именно вечером, перед сном. Но он обыкновенно откладывал наказание на завтра, а утром вставал уже добрый-предобрый. С добрыми глазами и с доброй длинной чёрной бородой! Это была загадка! Но это была ещё не вся загадка, а только половина. Петька очень любил читать: должно быть, поэтому он и был такой умный. Он повадился читать, когда другие ребята ещё спали. И вот однажды, проснувшись рано утром, он вспомнил, что оставил свою книгу в читальне. Читальня была рядом с комнатой Бороды, и, когда Петька пробегал мимо, он подумал: "Интересно, какой Борода во сне?" Кстати, дверь в его комнату была открыта не очень, а как раз, чтобы заглянуть. Петька подошёл на цыпочках и заглянул. Знаете, что он увидел? Борода стоял на голове! Пожалуй, можно было подумать, что это утренняя зарядка. Борода постоял немного, а потом вздохнул и сел на кровать. Он сидел очень грустный и всё вздыхал. А потом - раз! И снова на голову, да так ловко, точно это было для него совершенно то же самое, что стоять на ногах. Это действительно была загадка! Петька решил, что Борода прежде был клоуном или акробатом. Но зачем же ему теперь-то стоять на голове, да ещё рано утром, когда на него никто не смотрит? И почему он вздыхал и грустно качал головой? Петька думал и думал, и хотя он был очень умный, но всё-таки ничего не понимал. На всякий случай он никому не рассказал, что новый воспитатель стоял на голове, - это была тайна! Но потом не выдержал и рассказал Тане. Таня сперва не поверила. - Врёшь, - сказала она. Она стала хохотать и украдкой посмотрела на себя в зеркальце: ей было интересно, какая она, когда смеётся. - А тебе это не приснилось? - Нет. - Будто не приснилось, а на самом деле приснилось. Но Петька дал честное слово, и тогда она поверила, что это не сон. Нужно вам сказать, что Таня очень любила нового воспитателя, даром что он был такой странный. Ей даже нравилась его борода. Он часто рассказывал Тане разные истории, и Таня готова была слушать их с утра до ночи. И вот на другое утро - весь дом ещё спал - Петька и Таня встретились у читальни и на цыпочках пошли к Бороде. Но дверь была закрыта, и они только услышали, как Борода вздыхает. А нужно вам сказать, что окно этой комнаты выходило на балкон, и, если влезть по столбу, можно было увидеть, стоит Борода на голове или нет. Петька струсил, а Таня полезла. Она влезла и посмотрела на себя в зеркальце, чтобы узнать, не очень ли она растрепалась. Потом на цыпочках подошла к окну да так и ахнула: Борода стоял на голове! Тут уж и Петька не выдержал. Хотя он был трус, но любопытный, а потом ему нужно было сказать Тане: "Ага, я тебе говорил!" Вот влез и он, и они стали смотреть в окно и шептаться. Конечно, они не знали, что это окно открывалось внутрь. И когда Петька и Таня налегли на него и стали шептаться, оно вдруг распахнулось. Раз! - и ребята хлопнулись прямо к ногам Бороды, то есть не к ногам, а к голове, потому что он стоял на голове. Если бы такая история произошла вечером или после тихого часа, несдобровать бы тогда Тане и Петьке! Но Борода, как известно, по утрам бывал добрый-предобрый! Поэтому он встал на ноги, только спросил ребят, не очень ли они ушиблись. Петька был ни жив ни мёртв. А Таня даже вынула зеркальце, чтобы посмотреть, не потеряла ли она бантик, пока летела. - Ну что ж, ребята, - грустно сказал Борода, - я мог бы, конечно, сказать вам, что доктор прописал мне стоять на голове по утрам. Но не надо врать. Вот моя история. Когда я был маленьким мальчиком - таким, как ты, Петя, - я был очень невежлив. Никогда, вставая из-за стола, я не говорил маме "Спасибо", а когда мне желали спокойной ночи, только показывал язык и смеялся. Никогда я вовремя не являлся к столу, и нужно было тысячу раз звать меня, пока я наконец отзывался. В тетрадях у меня была такая грязь, что мне самому было неприятно. Но раз уж я был невежливый, не стоило следить за чистотой в тетрадях. Мама говорила: "Вежливость и аккуратность!". Я был невежливый - стало быть, и неаккуратный. Никогда я не знал, который час, и часы казались мне самой ненужной вещью на свете. Ведь и без часов известно, когда хочется есть! А когда хочется спать, разве без часов не известно? И вот однажды к моей няне (у нас в доме много лет жила старая няня) пришла в гости одна старушка. Только она вошла, как сразу стало видно, какая она чистенькая и аккуратная. На голове у нее был чистенький платочек, а на носу очки в светлой оправе. В руках она держала чистенькую палочку, и вообще она была, должно быть, самая чистенькая и аккуратная старушка на свете. Вот она пришла и поставила палочку в угол. Очки она сняла и положила на стол. Платочек тоже сняла и положила себе на колени. Конечно, теперь бы мне понравилась такая старушка. Но тогда она мне почему-то ужасно не понравилась. Поэтому, когда она вежливо сказала мне: "Доброе утро, мальчик!" - я показал ей язык и ушёл. И вот что я сделал, ребята! Я потихоньку вернулся, залез под стол и стащил у старушки платочек. Мало того, я стащил у неё из-под носа очки. Потом я надел очки, повязался платочком, вылез из-под стола и стал ходить, сгорбившись и опираясь на старушкину палку. Конечно, это было очень плохо. Но мне показалось, что старушка не так уж обиделась на меня. Она только спросила, всегда ли я такой невежливый, а я вместо ответа опять показал ей язык. "Слушай, мальчик, - сказала она, уходя. - Я не могу научить тебя вежливости. Но зато я могу научить тебя точности, а от точности до вежливости, как известно, только один шаг. Не бойся, я не превращу тебя в стенные часы, хотя и стоило бы, потому что стенные часы - это самая вежливая и точная вещь в мире. Никогда они не болтают лишнего и только знай себе делают своё дело. Но мне жаль тебя. Ведь стенные часы всегда висят на стене, а это скучно. Лучше я превращу тебя в песочные часы". Конечно, если бы я знал, кто эта старушка, я бы не стал показывать ей язык. Это была фея Вежливости и Точности - недаром она была в таком чистеньком платочке, с такими чистенькими очками на носу... И вот она ушла, а я превратился в песочные часы. Конечно, я не стал настоящими песочными часами. Вот у меня, например, борода, а где же видана у песочных часов борода! Но я стал совсем как часы. Я стал самым точным человеком на свете. А от точности до вежливости, как известно, только один шаг. Наверное, вы хотите спросить меня, ребята: "Тогда почему же вы такой грустный?" Потому что самого главного фея Вежливости и Точности мне не сказала. Она не сказала, что каждое утро мне придётся стоять на голове, потому что за сутки песок пересыпается вниз, а ведь когда в песочных часах песок пересыпается вниз, их нужно перевернуть вверх ногами. Она не сказала, что по утрам, когда часы в порядке, я буду добрым-предобрым, а чем ближе к вечеру, тем буду становиться всё злее. Вот почему я такой грустный, ребята! Мне совсем не хочется быть злым, ведь на самом деле я действительно добрый. Мне совсем не хочется каждое утро стоять на голове. В мои годы это неприлично и глупо. Я даже отрастил себе длинную бороду, чтобы не было видно, что я такой грустный. Но мало помогает мне борода! Конечно, ребята слушали его с большим интересом. Петька смотрел ему прямо в рот, а Таня ни разу не взглянула в зеркальце, хотя было бы очень интересно узнать, какая она, когда слушает историю о песочных часах. - А если найти эту фею, - спросила она, - и попросить, чтобы она снова сделала вас человеком? - Да это можно сделать, конечно, - сказал Борода. Если тебе меня действительно жаль. - Очень, - сказала Таня. - Мне вас очень жаль, честное слово. Тем более, если бы вы были мальчик, как Петька... А воспитателю стоять на голове неудобно. Петька тоже сказал, что да, жаль, и тогда Борода дал им адрес феи Вежливости и Точности и попросил их похлопотать за него. Сказано - сделано! Но Петька вдруг испугался. Он сам не знал, вежливый он или невежливый. А вдруг фее Вежливости и Точности захочется и его во что-нибудь превратить? И Таня отправилась к фее одна... Это была самая чистенькая комната в мире! На чистом полу лежали разноцветные чистые половики. Окна были так чисто вымыты, что даже нельзя было определить, где кончается стекло и начинается воздух. На чистом подоконнике стояла герань, и каждый листик так и блестел. В одном углу стояла клетка с попугаем, и у него был такой вид, как будто он каждое утро моется мылом. А в другом - висели ходики. Что это были за чудные ходики! Они не говорили ничего лишнего, а только "тик-так", но это значило: "Вы хотите узнать, который час? Пожалуйста". Сама фея сидела у стола и пила чёрный кофе. - Здравствуйте! - сказала ей Таня. И поклонилась так вежливо, как только могла. При этом она посмотрела в зеркальце, чтобы узнать, как это у неё получилось. - Ну что же, Таня, - сказала фея, - я ведь знаю, зачем ты пришла. Но нет, нет! Это очень противный мальчишка. - Он уже давно не мальчишка, - сказала Таня. - У него длинная чёрная борода. - Для меня он ещё мальчишка, - сказала фея. - Нет, пожалуйста, не проси за него! Я не могу забыть, как он стащил мои очки и платочек и как передразнивал меня, сгорбившись и опираясь на палку. Надеюсь, что с тех пор он довольно часто обо мне вспоминает. Таня подумала, что с этой старой тётушкой нужно быть очень вежливой, и на всякий случай поклонилась ей снова. При этом она снова посмотрела в зеркальце, чтобы узнать, как это у неё получилось. - А может быть, вы всё-таки расколдовали бы его? - попросила она. - Мы его очень любим, особенно по утрам. Если в лагере узнают, что ему приходится стоять на голове, над ним станут смеяться. Я его так жалею... - Ах, ты его жалеешь? - заворчала фея. - Это другое дело. Это первое условие для того, чтобы я простила. Но под силу ли тебе второе условие? - Какое же? - Ты должна отказаться от того, что тебе нравится больше всего на свете. - И фея показала на зеркальце, которое Таня как раз вынула из кармана, чтобы узнать, как она выглядит, когда разговаривает с феей. - Ты не должна смотреться в зеркальце ровно год и один день. Вот тебе раз! Этого Таня не ожидала. Целый год не смотреться в зеркальце? Как же быть? Завтра в пионерском лагере прощальный бал, и Таня как раз собиралась надеть новое платье, то самое, которое она хотела надеть целое лето. - Это очень неудобно, - сказала она. - Например, утром, когда заплетаешь косы. Как же без зеркала? Ведь я тогда буду растрёпанная, и вам самой это не понравится. - Как хочешь, - сказала фея. Таня задумалась. "Конечно, это ужасно. Ведь, по правде говоря, я смотрюсь в зеркальце каждую минуту, а тут здравствуйте! Целый год да ещё целый день! Но ведь мне это всё-таки легче, чем бедному Бороде каждое утро стоять вверх ногами". - Я согласна, - сказала она. - Вот моё зеркальце. Я приду за ним через год. - И через день, - проворчал фея. И вот Таня вернулась в лагерь. По дороге она старалась не смотреться даже в лужи, которые попадались ей навстречу. Она не должна была видеть себя ровно год и день. Ох, это очень долго! Но раз она решила, значит, так и будет. Конечно, Петьке она рассказала, в чём дело, а больше никому, потому что хотя была и храбрая, но всё-таки побаивалась, что девчонки возьмут да и подсунут зеркальце - и тогда всё пропало! А Петька не подсунет. - Интересно, а если ты увидишь себя во сне? - спросил он. - Во сне не считается. - А если ты во сне посмотришься в зеркальце? - Тоже не считается. Бороде она просто сказала, что фея расколдует его через год и день. Он обрадовался, но не очень, потому что не очень поверил. И вот для Тани начались трудные дни. Пока она жила в лагере, ещё можно было кое-как обходиться без зеркала. Она попросила Петьку: - Будь моим зеркалом! И он смотрел на неё и говорил, например: "Кривой пробор" или "Бант завязан косо". Он замечал даже то, что самой Тане в голову не приходило. Кроме того, он уважал её за сильную волю, хотя и считал, что год не смотреться в зеркало - это просто ерунда. Он, например, хоть бы и два не смотрелся! Но вот кончилось лето, и Таня вернулась домой. - Что с тобой, Таня? - спросила её мама, когда она вернулась. - Ты, наверное, ела черничный пирог? - Ах, это потому, что перед отъездом я не видела Петьки, - отвечала Таня. Она совсем забыла, что мама ничего не знает об этой истории. Но Тане не хотелось рассказывать: а вдруг ничего не выйдет? Да, это была не шутка! День проходил за днём, и Таня даже забыла, какая она, а прежде думала, что хорошенькая. Теперь случалось, что она воображала себя красавицей, а сама сидела с чернильной кляксой на лбу! А иногда, наоборот, она казалась себе настоящим уродом, а сама была как раз хорошенькая - румяная, с толстой косой, с блестящими глазами. Но всё это пустяки в сравнении с тем, что случилось во Дворце пионеров. В городе, где жила Таня, должен был открыться Дворец пионеров. Это был превосходный дворец! В одной комнате стоял капитанский мостик, и можно было кричать в рупор: "Стоп! Задний ход!" В кают-компании ребята играли в шахматы, а в мастерских учились делать игрушки - не какие-нибудь, а самые настоящие. Игрушечный мастер в чёрной круглой шапочке говорил ребятам: "Это так" или "Это не так". В зеркальном зале были зеркальные стены и, куда ни взглянешь, всё было из зеркального стекла - столы, стулья и даже гвоздики, на которых в зеркальных рамах висели картины. Зеркала отражались в зеркалах - и зал казался бесконечным. Целый год ребята ждали этого дня, многие должны были выступить и показать своё искусство. Скрипачи по целым часам не расставались со скрипками, так что даже их родители должны были время от времени закладывать уши ватой. Художники ходили перемазанные красками. Танцоры упражнялись с утра до вечера, и среди них - Таня. Как она готовилась к этому дню! Ленточки, которые заплетают в косы, она гладила восемь раз - ей всё хотелось, чтобы в косах они остались такими же гладкими, как на гладильной доске. Танец, который Таня должна была исполнить, она каждую ночь танцевала во сне. И вот наступил торжественный день. Скрипачи в последний раз взялись за свои скрипки, и родители вынули вату из ушей, чтобы послушать их менуэты и вальсы. Таня в последний раз протанцевала свой танец. Пора! И все побежали во Дворец пионеров. Кого же Таня встретила у подъезда? Петьку. Конечно, она сказала ему: - Будь моим зеркалом! Он осмотрел её со всех сторон и сказал, что всё хорошо, только нос как картошка. Но Таня так волновалась, что ему не попало. Был здесь и Борода. Открытие было назначено на двенадцать часов утра, и он поэтому был ещё добрый. Его посадили в первом ряду, потому что нельзя же человека с такой длинной прекрасной бородой посадить во втором или третьем. Он сидел и с нетерпением ждал, когда выступит Таня. И вот скрипачи исполнили свои вальсы и менуэты, а художники показали, как чудесно они умеют рисовать, и Главный Распорядитель с большим голубым бантом на груди прибежал и крикнул: - Таня! - Таня! Таня! На сцену! - закричали ребята. - Сейчас будет танцевать Таня, - с удовольствием сказал Борода. - Но где же она? В самом деле, где же она? В самом тёмном уголке она сидела и плакала, закрыв лицо руками. - Я не буду танцевать, - сказала она Главному Распорядителю. Я не знала, что мне придётся танцевать в зеркальном зале. - Что за глупости! - сказал Главный Распорядитель. - Ведь это очень красиво! Ты увидишь себя сразу в сотне зеркал. Неужели тебе это не нравится? Первый раз в жизни встречаю такую девочку! - Таня, ты обещала - значит, должна! - сказали ребята. Это было совершенно верно: она обещала - значит, должна. И никому она не могла объяснить, в чем дело, только Петьке! Но Петька в это время стоял на капитанском мостике и говорил в рупор: "Стоп! Задний ход!". - Хорошо, - сказала Таня, - я буду танцевать. Она была в легком белом платье, таком легком, чистом и белом, что сама фея Вежливости и Точности, которая так любила чистоту, осталась бы им довольна. Прекрасная девочка! На этом сошлись, едва она появилась на сцене. "Однако посмотрим, - сказали все про себя, - как она будет танцевать". Конечно, она очень хорошо танцевала, особенно когда можно было кружиться на одном месте, или кланяться, приседая, или красиво разводить руками. Но странно: когда нужно было бежать через сцену, она останавливалась на полдороги и вдруг поворачивала назад. Она танцевала, как будто сцена была совсем маленькая, а нужно вам сказать, что сцена была очень большая и высокая, как и полагается во Дворце пионеров. - Да, недурно, - сказали все. - Но, к сожалению, не очень, не очень! Она танцует неуверенно. Она как будто чего-то боится! И только Борода находил, что Таня танцует прекрасно. - Да, но посмотрите, как странно она протягивает руки перед собой, когда бежит через сцену, - возразили ему. - Она боится упасть. Нет, эта девочка, пожалуй, никогда не научится хорошо танцевать. Эти слова как будто донеслись до Тани. Она понеслась по сцене - ведь в зеркальном зале было много ее друзей и знакомых и ей очень хотелось, чтобы они увидели, как хорошо она умеет танцевать. Больше она ничего не боялась, во всяком случае никто больше не мог сказать, что она чего-то боится. И во всем огромном зеркальном зале только один человек все понимал! Как же он волновался за Таню! Это был Петька. "Вот так девочка!" - сказал он про себя и решил, что непременно нужно будет стать таким же храбрым, как Таня. "Ох, только бы поскорее кончился этот танец!" - подумал он, но музыка все играла, а раз музыка играла, Таня, понятно должна была танцевать. И она танцевала все смелее и смелее. Все ближе подбегала она к самому краю сцены, и каждый раз у Петьки замирало сердце. "Ну, музыка, кончайся, - говорил он про себя, но музыка все не кончалась. - Ну, миленькая, скорее", - все говорил он, но музыка знай себе играла да играла. - Смотрите-ка, да ведь эта девочка прекрасно танцует! - сказали все. - Ага, я вам говорил! -сказал Борода. А в время Таня, кружась и кружась, все приближалась к самому краю сцены. Ах! И она упала. Вы не можете себе представить, какой переполох поднялся в зале, когда, еще кружась в воздухе, она упала со сцены! Все испугались, закричали, бросились к ней и испугались еще больше, когда увидели, что она лежит с закрытыми глазами. Борода в отчаянии стоял перед ней на коленях. Он боялся, что она умерла. - Доктора, доктора! - кричал он. Но громче все кричал, разумеется, Петька. - Она танцевала с закрытыми глазами! - кричал он. - Она обещала не смотреться в зеркало ровно год и день, а прошло всего полгода! Не беда, что у нее закрыты глаза! В соседней комнате она их откроет! Совершенно верно! В соседней комнате Таня открыла глаза. - Ох, как плохо я танцевала, - сказала она. И все засмеялись, потому что она танцевала прекрасно. Пожалуй, на этом можно было бы окончить сказку о Песочных Часах. Да нет, нельзя! Потому что на другой день сама фея Вежливости и Точности пришла к Тане в гости. Она пришла в чистеньком платочке, а на носу у неё были очки в светлой оправе. Свою палочку она поставила в угол, а очки сняла и положила на стол - Ну, здравствуй, Таня! - сказала она. И Таня поклонилась ей так вежливо, как только могла. При этом она подумала: "Интересно, а как это у меня получилось?" - Ты исполнила своё обещание, Таня, - сказала ей фея. - Хотя прошло ещё только полгода и полдня, но ты отлично вела себя за эти полдня и полгода. Что ж, придётся мне расколдовать этого противного мальчишку. - Спасибо, тётя фея, - сказала Таня. - Да, придётся расколдовать его, - с сожалением повторила фея, - хотя он вёл себя тогда очень плохо. Надеюсь, с тех пор он чему-нибудь научился. - О да! - сказала Таня. - С тех пор он стал очень вежливым и аккуратным. И потом, он уже давно не мальчишка. Он такой почтенный дядя, с длинной чёрной бородой! - Для меня он ещё мальчишка, - возразила фея. - Ладно, будь по-твоему. Вот тебе твоё зеркальце. Возьми его! И помни, что в зеркальце не следует смотреться слишком часто. С этими словами фея вернула Тане её зеркальце и исчезла. И Таня осталась вдвоём со своим зеркальцем. - Ну-ка, посмотрим, - сказала она себе. Из зеркальца на неё смотрела всё та же Таня, но теперь она была решительная и серьёзная, как и полагается девочке, которая умеет держать своё слово.
Вы можете участвовать в выборе пластинок для "Самого важного" - голосуйте за свои любимые пластинки в группе вк!
СЛУШАТЬ ОНЛАЙН
Дождитесь загрузки: сейчас здесь появится плеер вк. Нажмите кнопку "Слушать" и наслаждайтесь!
Источник: Пластинки нашего детства
Не работает плеер? Воспользуйтесь альтернативным:
Источник: Аудиосказки
ЕЩЁ ПОСТЫ!
Пластинка Песочные часы. каверин песочные часы. песочные часы слушать онлайн. песочные часы рассказ. сказка песочные часы. аудиосказки с пластинок. Песочные часы аудиосказка. детские сказки с пластинок аудиокнига 1969 1982. каверин песочные часы. Вениамин Александрович Каверин Песочные часы. Каверин Песочные часы слушать онлайн. сказка Песочные часы. песочные часы автор Каверин. Каверин Песочные часы пластинка. Каверин Песочные часы пластинка СССР. каверин Песочные часы слушать онлайн. Каверин Песочные часы аудиосказка. Каверин Песочные часы аудио сказка слушать. Каверин Песочные часы слушать. Каверин Песочные часы советская пластинка. Каверин Песочные часы пластинка для детей. Каверин Песочные часы детская пластинка. Каверин Песочные часы песни. Каверин Песочные часы аудиосказка слушать онлайн. Каверин Песочные часы пластинка слушать онлайн. Пластинка обложка мальчик девочка мужчина стоит на голове борода Дворец пионеров. В Каверин Песочные часы пластинка СССР сказка для детей. Детские пластинки слушать. Советские пластинки для детей. Детские музыкальные сказки онлайн. Сказки с пластинок слушать онлайн. Детские пластинки онлайн. Детские пластинки СССР. Аудиосказки для детей слушать онлайн. Детские сказки с пластинок. Аудио пластинки онлайн. Детские пластинки слушать онлайн. Сказки с пластинок онлайн. Сказки с грампластинок. Сказки на пластинках онлайн. Детские пластинки СССР слушать. Советские пластинки слушать онлайн. Советские пластинки сказки. Советские детские пластинки. Советские виниловые пластинки. Грампластинки мелодия. Виниловые пластинки детские сказки. Виниловые пластинки для детей. Сказки-пластинки СССР слушать. Аудиосказки советские слушать. Аудиосказки СССР пластинки СССР. Детские аудио сказки СССР. Грампластинки старые детские. Грампластинки СССР для детей. Пластинки для детей СССР. Детские пластинки СССР. Советские пластинки для детей. Советские детские пластинки. Лучшие пластинки для детей СССР. Лучшие детские пластинки СССР. Лучшие советские пластинки для детей. Лучшие советские детские пластинки. Любимые пластинки для детей СССР. Любимые детские пластинки СССР. Любимые советские пластинки для детей. Любимые советские детские пластинки. Аудиосказки с пластинок. Детские сказки с пластинок аудиокнига 1969 1982. Сказки слушать без остановки. Мозг Робота Самое важное. Самое важное Робот СССР, советский, детские. Самое важное из вашего детства Сканы игр и книг СССР. Самое важное (samoe-vazhnoe) – самое важное из вашего детства. Блог Робота Самое важное из вашего детства. Мозг робота сайт. Блог Робота. Самое важное blogspot. Блог Самое Важное. Самое важное Робот. Самое важное блогспот. Samoe vazhnoe blogspot. Самое важное блогпост. Сайт самое важное ру самое важное ru samoe-vazhnoe.blogspot.ru samoe-vazhnoe.blogpost.com. Музей детства СССР. Музей советского детства. Сайт о советских играх. Сайт о советских игрушках. Игрушки СССР список. Советские игры для детей список. Сайт Робота Самое важное. Блог Робота Самое важное. Сайт Самое важное. Блог Самое важное. Сайт Самое важное blogspot. самое важное блогспот.ру.
В. Каверин - Песочные часы Инсценировка Ф. Шейна Мелодия С50-12067 (1979) *** Действующие лица и исполнители: Ведущий - Н. Литвинов Таня - И. Солонина Петя - Б. Захарова Воспитатель - В. Абдулов Фея вежливости - Т. Пельтцер Распорядитель - И. Барги Зрительницы - А. Панова, И. Агафонова Режиссер Ф. Шейн С50—12067-8 В. КАВЕРИН (1902): Песочные часы, сказка (инсценировка Ф. Шейна). Н. Литвинов, И. Солонина, Б. Захарова, В. Абдулов, Т. Пельтцер, И. Барги, А. Панова, И. Агафонова. Режиссер Ф. Шейн. Вениамин Каверин Инсценировка Ф. Шейна Действующие лица и исполнители: Ведущий - Н. Литвинов Таня - И. Солонина Петя - Б. Захарова Воспитатель - В. Абдулов Фея вежливости - Т. Пельтцер Распорядитель - И. Барги Зрительницы - А. Папанова, И. Агафонова Режиссер - Ф ШЕЙН Звукорежиссер - Н. Чибисова Редактор - И. Якушенко Художник - В. Попов Песочные часы — вещь довольно редкая. Было время, когда такими часами пользовались средневековые маги и алхимики. Песочные часы можно увидеть в школе на уроке химии. Тоненькой струйкой пересыпается песок из одного прозрачного сосуда в другой. Стоит перевернуть часы, и они вновь начнут отсчитывать время таким необычным образом. Часы эти очень точные. Фея Вежливости и Точности из сказки Вениамина Каверина "Песочные часы" имела к часам особое пристрастие. Часы всего мира находились в ее власти: и часы с кукушкой, и большие настенные, и уличные часы на домах и башнях, и, конечно же, песочные. Это была самая аккуратная и чистенькая старушка на свете. Она терпеть не могла разболтанных и невежливых людей. Если такие люди досаждали ей, она поступала с ними весьма жестоко, потому что была Феей Вежливости и Точности. Она никогда не бросала слов на ветер и никогда не отменяла принятых решений. Но и ей однажды пришлось сделать исключение. Девочка Таня самоотверженным поступком сумела покорить сердце неумолимой Феи Вежливости и Точности. Фея вовсе не думала, что Тане это удастся. Она задала девочке трудную и, как казалось Фее, почти невыполнимую задачу. Таня должна была отказаться от того, что ей нравилось больше всего на свете, но Таня умела понимать и глубоко чувствовать чужое несчастье и смогла пожертвовать собой ради другого. Добрая воля людей, их благожелательность, сочувствие и внимание к окружающим лежат в основе чудес, что совершаются в сказках Каверина. Писатель вспоминает: "Мне всегда хотелось писать сказки. Историю одной из них стоит рассказать. Она называется "Много хороших людей и один Завистник". В 1923 году я послал Горькому свою первую книгу "Мастера и подмастерья". "...Мне кажется, — ответил он, — что Вам пора бы перенести Ваше внимание из областей и стран неведомых в русский, современный, достаточно фантастический быт. Он подсказывает превосходные темы...". Юноша, получивший это письмо, не мог, разумеется, пройти мимо столь характерного для Горького "подсказа". Со всей энергией я принялся за фантастическую повесть для детей. Один из ее героев носил железный пояс, чтобы не "лопнуть от зависти", а другой так легко попадал соседу "не в бровь, а в глаз", что приходилось немедленно вызывать "Скорую помощь". Алексей Максимович Горький посоветовал молодому писателю попробовать себя в жанре сказки. В письме к Каверину он писал: "...у Вас есть все задатки для того, чтоб легко превратить тяжелое "бытовое" в прекрасную фантазию". Во время ленинградской блокады почти весь архив Каверина погиб, но письма Горького сохранились. Писатель так дорожил ими, что всю войну носил их в полевой сумке завернутыми в кальку. Он был военным корреспондентом. Сказку о Великом Завистнике, Великом Нежелателе Добра Никому Вениамин Каверин написал через тридцать с лишним лет, а задумал ее в 1923 году. Смелая девочка Таня из сказки "Песочные часы" участвует и в этой сказке. Великий Завистник превращает девочку в сороку. Тане приходится терпеть много невзгод и лишений, чтобы спасти своего отца. Она никогда не достала бы живую воду, если бы не друзья: Мальчик Петя, Лекарь-Аптекарь, Ученый Садовод. Все вместе они побеждают Великого Завистника: он лопается от зависти. У Каверина - сказочника всегда неожиданная, смелая фантазия. Известная русская сказка о Снегурочке получает у писателя новое звучание. В сказке "Легкие шаги" он дарит Снегурочке жизнь. Она не тает, как Снегурочка из русских сказок. Судьбой Снегурочки горячо интересуется много хороших людей — тот же Петя, Трубочный Мастер, Пекарь и другие. Современная Снегурочка, Настенька, идет к ним с открытым сердцем, становится нужной своим друзьям. Сила взаимного человеческого участия не дает ей растаять, превращает Снегурочку в "самую обыкновенную девочку без особых примет". Действие сказок Вениамина Каверина происходит в знакомой нам обстановке, в современном, далеком от чудес мире: в городе, в дачном поселке, пионерском лагере. Но события, о которых повествует писатель, самые невероятные. Писатель заставляет нас поверить в чудесные превращения и делает это так тонко, ненавязчиво, что мы невольно попадаем в сети его фантазии. Каверин — блестящий мастер сюжета. Сказки его занимательны, полны юмора, тонких деталей, говорящих о наблюдательности и знании им детской психологии. Нельзя не заметить, что во всех сказках писателя есть много общего. С человеком случается беда, а друзья и отзывчивые люди приходят ему на помощь. Побеждает дружба, доброта, настойчивость. Что бы ни происходило с героями сказок, они не теряют веру в победу Добра. "Бороться и искать, найти и не сдаваться" — клятва Сани Григорьева из романа Каверина "Два капитана" стала жизненной заповедью многих читателей. Саня Григорьев разделил счастливую судьбу героев многих полюбившихся читателям книг. В него поверили. Он вошел в круг живых. Это уже потом, становясь старше, мы с некоторым разочарованием узнаем из учебных пособий и литературоведческих статей, что Саня Григорьев — художественный вымысел писателя. В разгар Великой Отечественной войны Каверин от имени Сани Григорьева обращался к комсомольцам Балтики. Сотни комсомольцев писали письма Сане Григорьеву, как живому человеку. Вениамин Каверин родился в 1902 году в городе Пскове в семье музыканта, Друг его старшего брата Юрий Тынянов, впоследствии известный писатель, был его первым литературным учителем, внушившим ему горячую любовь к русской литературе. В автобиографической повести "Неизвестный друг" — "самой весёлой из моих книг", как называет ее Каверин, он вспоминает свое детство с шестилетнего возраста до первых шагов в литературе. В двадцатые годы, когда рождалась советская литература, молодой писатель оказался в водовороте литературных споров. Ему довелось встречаться с Горьким, Маяковским, Есениным. Знаменитый сказочник - драматург Евгений Шварц был его другом. За долгие годы писательского труда Кавериным написано много рассказов, повестей, пьес и романов. Это всегда остросюжетные, занимательные истории. Каждое новое произведение Вениамина Каверина находит горячий отклик читателей. В творчестве Каверина сказки не занимают главного места, но, как и сказки Алексея Толстого, Юрия Олеши, Евгения Шварца и Корнея Чуковского, они вошли в золотой фонд советской литературы для детей. "Время детей и время взрослых протекает с разной быстротой", — пишет В. Каверин. Надеемся, что время, пока будет звучать эта пластинка, принесет удовольствие взрослым и детям. Вениамин Александрович Каверин Песочные часы В пионерском лагере появился новый воспитатель. Ничего особенного, обыкновенный воспитатель! Большая чёрная борода придавала ему странный вид, потому что она была большая, а он маленький. Но дело было не в бороде! В этом пионерском лагере был один мальчик. Его звали Петька Воробьёв. Потом там была одна девочка. Её звали Таня Заботкина. Все говорили ей, что она храбрая, и это ей очень нравилось. Кроме того, она любила смотреться в зеркало и хотя каждый раз находила там только себя, а всё-таки смотрела и смотрела. А Петька был трус. Ему говорили, что он трус, но он отвечал, что зато он умный. И верно: он был умный и замечал то, что другой и храбрый не заметит. И вот однажды он заметил, что новый воспитатель каждое утро встаёт очень добрый, а к вечеру становится очень злой. Это было удивительно! Утром ты хоть что у него попроси - никогда не откажет! К обеду он был уже довольно сердитый, а после мёртвого часа только гладил свою бороду и не говорил ни слова. А уж вечером!.. Лучше к нему не подходи! Он сверкал глазами и рычал. Ребята пользовались тем, что по утрам он добрый. В реке сидели часа по два, стреляли из рогатки, дёргали девочек за косы. Каждый делал, что ему нравилось. Зато уж после обеда - нет! Все ходили смирные, вежливые и только прислушивались, не рычит ли где-нибудь "Борода" - так его прозвали. Ребята, которые любили ябедничать, ходили к нему именно вечером, перед сном. Но он обыкновенно откладывал наказание на завтра, а утром вставал уже добрый-предобрый. С добрыми глазами и с доброй длинной чёрной бородой! Это была загадка! Но это была ещё не вся загадка, а только половина. Петька очень любил читать: должно быть, поэтому он и был такой умный. Он повадился читать, когда другие ребята ещё спали. И вот однажды, проснувшись рано утром, он вспомнил, что оставил свою книгу в читальне. Читальня была рядом с комнатой Бороды, и, когда Петька пробегал мимо, он подумал: "Интересно, какой Борода во сне?" Кстати, дверь в его комнату была открыта не очень, а как раз, чтобы заглянуть. Петька подошёл на цыпочках и заглянул. Знаете, что он увидел? Борода стоял на голове! Пожалуй, можно было подумать, что это утренняя зарядка. Борода постоял немного, а потом вздохнул и сел на кровать. Он сидел очень грустный и всё вздыхал. А потом - раз! И снова на голову, да так ловко, точно это было для него совершенно то же самое, что стоять на ногах. Это действительно была загадка! Петька решил, что Борода прежде был клоуном или акробатом. Но зачем же ему теперь-то стоять на голове, да ещё рано утром, когда на него никто не смотрит? И почему он вздыхал и грустно качал головой? Петька думал и думал, и хотя он был очень умный, но всё-таки ничего не понимал. На всякий случай он никому не рассказал, что новый воспитатель стоял на голове, - это была тайна! Но потом не выдержал и рассказал Тане. Таня сперва не поверила. - Врёшь, - сказала она. Она стала хохотать и украдкой посмотрела на себя в зеркальце: ей было интересно, какая она, когда смеётся. - А тебе это не приснилось? - Нет. - Будто не приснилось, а на самом деле приснилось. Но Петька дал честное слово, и тогда она поверила, что это не сон. Нужно вам сказать, что Таня очень любила нового воспитателя, даром что он был такой странный. Ей даже нравилась его борода. Он часто рассказывал Тане разные истории, и Таня готова была слушать их с утра до ночи. И вот на другое утро - весь дом ещё спал - Петька и Таня встретились у читальни и на цыпочках пошли к Бороде. Но дверь была закрыта, и они только услышали, как Борода вздыхает. А нужно вам сказать, что окно этой комнаты выходило на балкон, и, если влезть по столбу, можно было увидеть, стоит Борода на голове или нет. Петька струсил, а Таня полезла. Она влезла и посмотрела на себя в зеркальце, чтобы узнать, не очень ли она растрепалась. Потом на цыпочках подошла к окну да так и ахнула: Борода стоял на голове! Тут уж и Петька не выдержал. Хотя он был трус, но любопытный, а потом ему нужно было сказать Тане: "Ага, я тебе говорил!" Вот влез и он, и они стали смотреть в окно и шептаться. Конечно, они не знали, что это окно открывалось внутрь. И когда Петька и Таня налегли на него и стали шептаться, оно вдруг распахнулось. Раз! - и ребята хлопнулись прямо к ногам Бороды, то есть не к ногам, а к голове, потому что он стоял на голове. Если бы такая история произошла вечером или после тихого часа, несдобровать бы тогда Тане и Петьке! Но Борода, как известно, по утрам бывал добрый-предобрый! Поэтому он встал на ноги, только спросил ребят, не очень ли они ушиблись. Петька был ни жив ни мёртв. А Таня даже вынула зеркальце, чтобы посмотреть, не потеряла ли она бантик, пока летела. - Ну что ж, ребята, - грустно сказал Борода, - я мог бы, конечно, сказать вам, что доктор прописал мне стоять на голове по утрам. Но не надо врать. Вот моя история. Когда я был маленьким мальчиком - таким, как ты, Петя, - я был очень невежлив. Никогда, вставая из-за стола, я не говорил маме "Спасибо", а когда мне желали спокойной ночи, только показывал язык и смеялся. Никогда я вовремя не являлся к столу, и нужно было тысячу раз звать меня, пока я наконец отзывался. В тетрадях у меня была такая грязь, что мне самому было неприятно. Но раз уж я был невежливый, не стоило следить за чистотой в тетрадях. Мама говорила: "Вежливость и аккуратность!". Я был невежливый - стало быть, и неаккуратный. Никогда я не знал, который час, и часы казались мне самой ненужной вещью на свете. Ведь и без часов известно, когда хочется есть! А когда хочется спать, разве без часов не известно? И вот однажды к моей няне (у нас в доме много лет жила старая няня) пришла в гости одна старушка. Только она вошла, как сразу стало видно, какая она чистенькая и аккуратная. На голове у нее был чистенький платочек, а на носу очки в светлой оправе. В руках она держала чистенькую палочку, и вообще она была, должно быть, самая чистенькая и аккуратная старушка на свете. Вот она пришла и поставила палочку в угол. Очки она сняла и положила на стол. Платочек тоже сняла и положила себе на колени. Конечно, теперь бы мне понравилась такая старушка. Но тогда она мне почему-то ужасно не понравилась. Поэтому, когда она вежливо сказала мне: "Доброе утро, мальчик!" - я показал ей язык и ушёл. И вот что я сделал, ребята! Я потихоньку вернулся, залез под стол и стащил у старушки платочек. Мало того, я стащил у неё из-под носа очки. Потом я надел очки, повязался платочком, вылез из-под стола и стал ходить, сгорбившись и опираясь на старушкину палку. Конечно, это было очень плохо. Но мне показалось, что старушка не так уж обиделась на меня. Она только спросила, всегда ли я такой невежливый, а я вместо ответа опять показал ей язык. "Слушай, мальчик, - сказала она, уходя. - Я не могу научить тебя вежливости. Но зато я могу научить тебя точности, а от точности до вежливости, как известно, только один шаг. Не бойся, я не превращу тебя в стенные часы, хотя и стоило бы, потому что стенные часы - это самая вежливая и точная вещь в мире. Никогда они не болтают лишнего и только знай себе делают своё дело. Но мне жаль тебя. Ведь стенные часы всегда висят на стене, а это скучно. Лучше я превращу тебя в песочные часы". Конечно, если бы я знал, кто эта старушка, я бы не стал показывать ей язык. Это была фея Вежливости и Точности - недаром она была в таком чистеньком платочке, с такими чистенькими очками на носу... И вот она ушла, а я превратился в песочные часы. Конечно, я не стал настоящими песочными часами. Вот у меня, например, борода, а где же видана у песочных часов борода! Но я стал совсем как часы. Я стал самым точным человеком на свете. А от точности до вежливости, как известно, только один шаг. Наверное, вы хотите спросить меня, ребята: "Тогда почему же вы такой грустный?" Потому что самого главного фея Вежливости и Точности мне не сказала. Она не сказала, что каждое утро мне придётся стоять на голове, потому что за сутки песок пересыпается вниз, а ведь когда в песочных часах песок пересыпается вниз, их нужно перевернуть вверх ногами. Она не сказала, что по утрам, когда часы в порядке, я буду добрым-предобрым, а чем ближе к вечеру, тем буду становиться всё злее. Вот почему я такой грустный, ребята! Мне совсем не хочется быть злым, ведь на самом деле я действительно добрый. Мне совсем не хочется каждое утро стоять на голове. В мои годы это неприлично и глупо. Я даже отрастил себе длинную бороду, чтобы не было видно, что я такой грустный. Но мало помогает мне борода! Конечно, ребята слушали его с большим интересом. Петька смотрел ему прямо в рот, а Таня ни разу не взглянула в зеркальце, хотя было бы очень интересно узнать, какая она, когда слушает историю о песочных часах. - А если найти эту фею, - спросила она, - и попросить, чтобы она снова сделала вас человеком? - Да это можно сделать, конечно, - сказал Борода. Если тебе меня действительно жаль. - Очень, - сказала Таня. - Мне вас очень жаль, честное слово. Тем более, если бы вы были мальчик, как Петька... А воспитателю стоять на голове неудобно. Петька тоже сказал, что да, жаль, и тогда Борода дал им адрес феи Вежливости и Точности и попросил их похлопотать за него. Сказано - сделано! Но Петька вдруг испугался. Он сам не знал, вежливый он или невежливый. А вдруг фее Вежливости и Точности захочется и его во что-нибудь превратить? И Таня отправилась к фее одна... Это была самая чистенькая комната в мире! На чистом полу лежали разноцветные чистые половики. Окна были так чисто вымыты, что даже нельзя было определить, где кончается стекло и начинается воздух. На чистом подоконнике стояла герань, и каждый листик так и блестел. В одном углу стояла клетка с попугаем, и у него был такой вид, как будто он каждое утро моется мылом. А в другом - висели ходики. Что это были за чудные ходики! Они не говорили ничего лишнего, а только "тик-так", но это значило: "Вы хотите узнать, который час? Пожалуйста". Сама фея сидела у стола и пила чёрный кофе. - Здравствуйте! - сказала ей Таня. И поклонилась так вежливо, как только могла. При этом она посмотрела в зеркальце, чтобы узнать, как это у неё получилось. - Ну что же, Таня, - сказала фея, - я ведь знаю, зачем ты пришла. Но нет, нет! Это очень противный мальчишка. - Он уже давно не мальчишка, - сказала Таня. - У него длинная чёрная борода. - Для меня он ещё мальчишка, - сказала фея. - Нет, пожалуйста, не проси за него! Я не могу забыть, как он стащил мои очки и платочек и как передразнивал меня, сгорбившись и опираясь на палку. Надеюсь, что с тех пор он довольно часто обо мне вспоминает. Таня подумала, что с этой старой тётушкой нужно быть очень вежливой, и на всякий случай поклонилась ей снова. При этом она снова посмотрела в зеркальце, чтобы узнать, как это у неё получилось. - А может быть, вы всё-таки расколдовали бы его? - попросила она. - Мы его очень любим, особенно по утрам. Если в лагере узнают, что ему приходится стоять на голове, над ним станут смеяться. Я его так жалею... - Ах, ты его жалеешь? - заворчала фея. - Это другое дело. Это первое условие для того, чтобы я простила. Но под силу ли тебе второе условие? - Какое же? - Ты должна отказаться от того, что тебе нравится больше всего на свете. - И фея показала на зеркальце, которое Таня как раз вынула из кармана, чтобы узнать, как она выглядит, когда разговаривает с феей. - Ты не должна смотреться в зеркальце ровно год и один день. Вот тебе раз! Этого Таня не ожидала. Целый год не смотреться в зеркальце? Как же быть? Завтра в пионерском лагере прощальный бал, и Таня как раз собиралась надеть новое платье, то самое, которое она хотела надеть целое лето. - Это очень неудобно, - сказала она. - Например, утром, когда заплетаешь косы. Как же без зеркала? Ведь я тогда буду растрёпанная, и вам самой это не понравится. - Как хочешь, - сказала фея. Таня задумалась. "Конечно, это ужасно. Ведь, по правде говоря, я смотрюсь в зеркальце каждую минуту, а тут здравствуйте! Целый год да ещё целый день! Но ведь мне это всё-таки легче, чем бедному Бороде каждое утро стоять вверх ногами". - Я согласна, - сказала она. - Вот моё зеркальце. Я приду за ним через год. - И через день, - проворчал фея. И вот Таня вернулась в лагерь. По дороге она старалась не смотреться даже в лужи, которые попадались ей навстречу. Она не должна была видеть себя ровно год и день. Ох, это очень долго! Но раз она решила, значит, так и будет. Конечно, Петьке она рассказала, в чём дело, а больше никому, потому что хотя была и храбрая, но всё-таки побаивалась, что девчонки возьмут да и подсунут зеркальце - и тогда всё пропало! А Петька не подсунет. - Интересно, а если ты увидишь себя во сне? - спросил он. - Во сне не считается. - А если ты во сне посмотришься в зеркальце? - Тоже не считается. Бороде она просто сказала, что фея расколдует его через год и день. Он обрадовался, но не очень, потому что не очень поверил. И вот для Тани начались трудные дни. Пока она жила в лагере, ещё можно было кое-как обходиться без зеркала. Она попросила Петьку: - Будь моим зеркалом! И он смотрел на неё и говорил, например: "Кривой пробор" или "Бант завязан косо". Он замечал даже то, что самой Тане в голову не приходило. Кроме того, он уважал её за сильную волю, хотя и считал, что год не смотреться в зеркало - это просто ерунда. Он, например, хоть бы и два не смотрелся! Но вот кончилось лето, и Таня вернулась домой. - Что с тобой, Таня? - спросила её мама, когда она вернулась. - Ты, наверное, ела черничный пирог? - Ах, это потому, что перед отъездом я не видела Петьки, - отвечала Таня. Она совсем забыла, что мама ничего не знает об этой истории. Но Тане не хотелось рассказывать: а вдруг ничего не выйдет? Да, это была не шутка! День проходил за днём, и Таня даже забыла, какая она, а прежде думала, что хорошенькая. Теперь случалось, что она воображала себя красавицей, а сама сидела с чернильной кляксой на лбу! А иногда, наоборот, она казалась себе настоящим уродом, а сама была как раз хорошенькая - румяная, с толстой косой, с блестящими глазами. Но всё это пустяки в сравнении с тем, что случилось во Дворце пионеров. В городе, где жила Таня, должен был открыться Дворец пионеров. Это был превосходный дворец! В одной комнате стоял капитанский мостик, и можно было кричать в рупор: "Стоп! Задний ход!" В кают-компании ребята играли в шахматы, а в мастерских учились делать игрушки - не какие-нибудь, а самые настоящие. Игрушечный мастер в чёрной круглой шапочке говорил ребятам: "Это так" или "Это не так". В зеркальном зале были зеркальные стены и, куда ни взглянешь, всё было из зеркального стекла - столы, стулья и даже гвоздики, на которых в зеркальных рамах висели картины. Зеркала отражались в зеркалах - и зал казался бесконечным. Целый год ребята ждали этого дня, многие должны были выступить и показать своё искусство. Скрипачи по целым часам не расставались со скрипками, так что даже их родители должны были время от времени закладывать уши ватой. Художники ходили перемазанные красками. Танцоры упражнялись с утра до вечера, и среди них - Таня. Как она готовилась к этому дню! Ленточки, которые заплетают в косы, она гладила восемь раз - ей всё хотелось, чтобы в косах они остались такими же гладкими, как на гладильной доске. Танец, который Таня должна была исполнить, она каждую ночь танцевала во сне. И вот наступил торжественный день. Скрипачи в последний раз взялись за свои скрипки, и родители вынули вату из ушей, чтобы послушать их менуэты и вальсы. Таня в последний раз протанцевала свой танец. Пора! И все побежали во Дворец пионеров. Кого же Таня встретила у подъезда? Петьку. Конечно, она сказала ему: - Будь моим зеркалом! Он осмотрел её со всех сторон и сказал, что всё хорошо, только нос как картошка. Но Таня так волновалась, что ему не попало. Был здесь и Борода. Открытие было назначено на двенадцать часов утра, и он поэтому был ещё добрый. Его посадили в первом ряду, потому что нельзя же человека с такой длинной прекрасной бородой посадить во втором или третьем. Он сидел и с нетерпением ждал, когда выступит Таня. И вот скрипачи исполнили свои вальсы и менуэты, а художники показали, как чудесно они умеют рисовать, и Главный Распорядитель с большим голубым бантом на груди прибежал и крикнул: - Таня! - Таня! Таня! На сцену! - закричали ребята. - Сейчас будет танцевать Таня, - с удовольствием сказал Борода. - Но где же она? В самом деле, где же она? В самом тёмном уголке она сидела и плакала, закрыв лицо руками. - Я не буду танцевать, - сказала она Главному Распорядителю. Я не знала, что мне придётся танцевать в зеркальном зале. - Что за глупости! - сказал Главный Распорядитель. - Ведь это очень красиво! Ты увидишь себя сразу в сотне зеркал. Неужели тебе это не нравится? Первый раз в жизни встречаю такую девочку! - Таня, ты обещала - значит, должна! - сказали ребята. Это было совершенно верно: она обещала - значит, должна. И никому она не могла объяснить, в чем дело, только Петьке! Но Петька в это время стоял на капитанском мостике и говорил в рупор: "Стоп! Задний ход!". - Хорошо, - сказала Таня, - я буду танцевать. Она была в легком белом платье, таком легком, чистом и белом, что сама фея Вежливости и Точности, которая так любила чистоту, осталась бы им довольна. Прекрасная девочка! На этом сошлись, едва она появилась на сцене. "Однако посмотрим, - сказали все про себя, - как она будет танцевать". Конечно, она очень хорошо танцевала, особенно когда можно было кружиться на одном месте, или кланяться, приседая, или красиво разводить руками. Но странно: когда нужно было бежать через сцену, она останавливалась на полдороги и вдруг поворачивала назад. Она танцевала, как будто сцена была совсем маленькая, а нужно вам сказать, что сцена была очень большая и высокая, как и полагается во Дворце пионеров. - Да, недурно, - сказали все. - Но, к сожалению, не очень, не очень! Она танцует неуверенно. Она как будто чего-то боится! И только Борода находил, что Таня танцует прекрасно. - Да, но посмотрите, как странно она протягивает руки перед собой, когда бежит через сцену, - возразили ему. - Она боится упасть. Нет, эта девочка, пожалуй, никогда не научится хорошо танцевать. Эти слова как будто донеслись до Тани. Она понеслась по сцене - ведь в зеркальном зале было много ее друзей и знакомых и ей очень хотелось, чтобы они увидели, как хорошо она умеет танцевать. Больше она ничего не боялась, во всяком случае никто больше не мог сказать, что она чего-то боится. И во всем огромном зеркальном зале только один человек все понимал! Как же он волновался за Таню! Это был Петька. "Вот так девочка!" - сказал он про себя и решил, что непременно нужно будет стать таким же храбрым, как Таня. "Ох, только бы поскорее кончился этот танец!" - подумал он, но музыка все играла, а раз музыка играла, Таня, понятно должна была танцевать. И она танцевала все смелее и смелее. Все ближе подбегала она к самому краю сцены, и каждый раз у Петьки замирало сердце. "Ну, музыка, кончайся, - говорил он про себя, но музыка все не кончалась. - Ну, миленькая, скорее", - все говорил он, но музыка знай себе играла да играла. - Смотрите-ка, да ведь эта девочка прекрасно танцует! - сказали все. - Ага, я вам говорил! -сказал Борода. А в время Таня, кружась и кружась, все приближалась к самому краю сцены. Ах! И она упала. Вы не можете себе представить, какой переполох поднялся в зале, когда, еще кружась в воздухе, она упала со сцены! Все испугались, закричали, бросились к ней и испугались еще больше, когда увидели, что она лежит с закрытыми глазами. Борода в отчаянии стоял перед ней на коленях. Он боялся, что она умерла. - Доктора, доктора! - кричал он. Но громче все кричал, разумеется, Петька. - Она танцевала с закрытыми глазами! - кричал он. - Она обещала не смотреться в зеркало ровно год и день, а прошло всего полгода! Не беда, что у нее закрыты глаза! В соседней комнате она их откроет! Совершенно верно! В соседней комнате Таня открыла глаза. - Ох, как плохо я танцевала, - сказала она. И все засмеялись, потому что она танцевала прекрасно. Пожалуй, на этом можно было бы окончить сказку о Песочных Часах. Да нет, нельзя! Потому что на другой день сама фея Вежливости и Точности пришла к Тане в гости. Она пришла в чистеньком платочке, а на носу у неё были очки в светлой оправе. Свою палочку она поставила в угол, а очки сняла и положила на стол - Ну, здравствуй, Таня! - сказала она. И Таня поклонилась ей так вежливо, как только могла. При этом она подумала: "Интересно, а как это у меня получилось?" - Ты исполнила своё обещание, Таня, - сказала ей фея. - Хотя прошло ещё только полгода и полдня, но ты отлично вела себя за эти полдня и полгода. Что ж, придётся мне расколдовать этого противного мальчишку. - Спасибо, тётя фея, - сказала Таня. - Да, придётся расколдовать его, - с сожалением повторила фея, - хотя он вёл себя тогда очень плохо. Надеюсь, с тех пор он чему-нибудь научился. - О да! - сказала Таня. - С тех пор он стал очень вежливым и аккуратным. И потом, он уже давно не мальчишка. Он такой почтенный дядя, с длинной чёрной бородой! - Для меня он ещё мальчишка, - возразила фея. - Ладно, будь по-твоему. Вот тебе твоё зеркальце. Возьми его! И помни, что в зеркальце не следует смотреться слишком часто. С этими словами фея вернула Тане её зеркальце и исчезла. И Таня осталась вдвоём со своим зеркальцем. - Ну-ка, посмотрим, - сказала она себе. Из зеркальца на неё смотрела всё та же Таня, но теперь она была решительная и серьёзная, как и полагается девочке, которая умеет держать своё слово.
Комментариев нет:
Отправить комментарий